ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII-XVIIIвв.

Наукоцентризм философии нового времени. Научная революция XVIIв.

Новое время начинается в 17 веке. Эта эпоха революционных преобразований во всех сферах жизни, которые повлекли изменения мировоззрения. Это время становления капитализма. Бурно развивается производство, которое нуждается в науке. 17 век ознаменовался рождением современной науки. У истоков Галилей, Кеплер, Ньютон.

В учении Галилея были заложены основы механического естествознания. Большое влияние – свободное падение тела. Слава способствовала его астрономическим исследованиям. Утвердил гелиоцентрическую систему мира Коперника. Остальные отвергал.

Йоган Кеплер внес большой вклад в астрономию, доказал расстояние от Земли до Солнца. Большое значение открытие законов движения планет, но доказать не смог, т.к. не была открыта механика в физике.

Ньтон создал дифференциальные и интегральные исчисления, создал раздел физики Классическая Механика. Объяснил закон Кеплера.

Благодаря им в 17в началась длительная эпоха Механики.

Достижения естественных наук были связаны с опытно-эксперементальными знаниями. Создание часов, микроскопов, телескопов.

Под влиянием точных наук в философии сложилась механическая и материальная картина мира.

Механическая, т.к. в ее рамках природа – это огромный механизм, ритмично функционирующий по внутренним присущим законам.

Материальная, т.к. все явления природы объясняются непрерывным движением, сцеплением и взаимном превращением мельчайших частиц, подчиняющихся механическим законам.

Основной целью естествознание и философия провозглашали увеличение власти человека над природой. В рамках достижения цели для философии выдвигалась задача:

1)    создать и обосновать научные методы познания

2)    построить общую целую и взаимосвязанную систему знаний о мире через обобщение данных естественных наук.    

На 1-й план выходит теория познания. В решение поставленных задач мыслители разделились:

1) эмпиризм (impirio - опыт)

2) рационализм (racio - разум).

         Эволюция английского эмпиризма.

Представители эмпиризма утверждали, что в основе процесса познания должен лежать человек, опыт, основанный на данных наших чувственных органов.

Родоначальник: Френсис Бекон (1561-1626). Все творчество было направлено на «Великое восстановление наук», разработку особого научного метода познания, с помощью которого стало возможно создание новой картины мира, опираясь не на Бога, а на материальное понимание природы. Решение поставленной задачи состоит из:1) разрушительной и 2) созидательной частей. Первая часть заключалась в очищении нашего ума от «идолов», т.е. глубочайших заблуждений, которые обманывают не в частных вопросах, а заражают и извращают все понятия интеллекта. По его мнению «идолы» бывают врожденными (идолы рода и пещеры), так и приобретенные (площади и театра).

Идолы рода – это ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатами ограничений человеческого ума т органов чувств.

Идолы пещеры – это искаженные представления, происходящие под влиянием внутреннего субъективного мира каждого человека, обусловленного индивидуальностью опыта, узостью или пещерностью опыта.

Идолы рынка (площади) – ошибочные взгляды людей, порожденные неправильным употреблением слов. Слова либо имеют разный смысл, либо обозначают не существующие вещи.

Идолы театра – ложные представления о мире не критически заимствованные из разных философских систем.

Разработка индуктивного познания. Метод индукции предполагал: выведение знания из обобщения по принципу от частного к общему данных опыта, составленного как из наблюдений, так и целенаправленного эксперимента по его изучению.

Именно в этом случае можно достичь истинные знания. Индукция поможет правильно организовать исследования и избежать недостатки чувственного опыта. «Новый Органод» - книга об индукции.

Джон Локк (1632 - 1704). Создал доктрину либерализма. Если бекон обращается к опыту, как к чему-то уже данному, интересуется тем, как из опыта можно извлечь знания, то Локк поставил цель: исследовать механизмы возникновения ощущений в процессе общения человека и окружающего мира. Локк отвергал теорию врожденных идей (линия идет от Платона). Говорит, что большинство идей не известно детям, идиотам. «Все идеи происходят от ощущения или рефлексии. Идеи на основе внешнего опыта, при помощи чувственных восприятий он назвал чувствами. А идеи внутреннего опыта идеями рефлексии». Он обосновал принцип материалистического сенсуализма (sensus – чувство, ощущение), выводящий происхождение всех знаний из чувственно-воспринимаемого внешнего мира.

Однако, Локк не мог отрицать некоторого внутреннего опыта человека, который трудно объяснить материалистически. Это привело к созданию учения о первичных и вторичных качествах.

Первичные – это качества, принадлежащие самим предметам, являющиеся их внутренними сущностными характеристиками, никогда не изменяются (плотность, форма, число).

Вторичные – кажутся нам принадлежащими самим вещам, но на самом деле они присущи лишь чувственному восприятию (цвет, запах, вкус, звук).

Деление на первичные и вторичные качества было определено и доведено субъективными идеализма.  

Джордж Беркли (1685 - 1753). Возражая против локковского деления, он настаивал на том, что и те и другие даны нам в качестве ощущений, т.е. вторичны, причем комбинации ощущений и есть окружающие нас вещи. Выдвинул принцип «существовать значит быть воспринимаемым». Он отбросил локковское признание мира существующего независимым от сознания, как источник….

И стало считать ощущения единственным воспринимаемыми человеческой реальностью.

Дэвид Юм был убежден, что уму не дано реально ничего, кроме его восприятий или впечатлений и идей. Непрерывность и целостность наших представлений о внешнем мире на основе наших чувств, впечатлений, обеспечивающих действием механизма ассоциации идей. Это значит, что полученные от внешних впечатлений идеи в уме соединяются в единое целое на основе сходства, смешанности во времени и причинности. В своей работе «Трактат о человеческой природе» Юм говорит, что невозможно доказать полное соответствие между внутренним человеческим опытом и внешним миром. Тем самым отстаивая позицию гносеологического скептицизма.

 

Рационалистическая философия 17 века.      

Представители рационального направления были убеждены в том, что данные чувственного опыта не всегда точны, а потому отдавали предпочтения не опытным, а теоретическим приемам получения знания, не чувствам, а разуму, полагая, что разум способен рассматривать внутри себя всеобщие и необходимые истины.

Основоположник Рене Декарт (1596 - 1650) полагал, что все знания об окружающем мире может быть выведено непосредственно из человеческого разума методом дедукции, т.е. движение мысли от общего к частному, чтобы обнаружить истинные мысли, необходимо подвергать сомнению рассмотренные положения. «Я мыслю, следовательно существую». Фундаментальным понятием философии Декарта являлась субстанция. Все вещи составляют две независимые друг от друга субстанции: души и тела. Духовную он считал не делимой, а материальную – делимой до бесконечности. Их главными атрибутами являлись соответственно мышление и протяженность, а прочие атрибуты производны от них. Духовная имеет в себе идеи, присущие изначально и не приобретенные в опыте – это врожденные идеи. К врожденным относит: идея Бога, большинство оснований математики. В своем подходе к субстанции Декарт выступает с позиции дуализма, т.е. признания 2-х субстанций.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) противопоставил дуализму Декарта принцип монизма. В основе его философской системы положено учение о единой субстанции. С его точки зрения первооснова, окружающая нас, мира является субстанцией. Она одновременно материальное основание всех вещей и Бог, подобно которому она вечна, бесконечна, и не имеет внешних причин для своего бытия.

Субстанции, обладающие атрибутами:

1) протяженность – необходима субстанции для того, чтобы вмещать единичные материальные вещи.

2) мышление – необходимо, чтобы осознавать себя в своей материальной протяженности.

Т.о., монизм Спинозы имеет пантеистический характер. Он полагает, что существует лишь одна субстанция – природа, которая причина самой себя, т.е. не нуждается ни в чем для существования. С природой осуществляется Бог. Наделяя субстанцию двумя атрибутами, он говорит, что наряду с протяжением материя начинается от камня и заканчивается мозгом – способна мыслить, но в разной степени.

Человеческое мышление лишь частный случай мышления вообще. Вывод: порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей.

Готфрид Лейбниц (1643 - 1716) выдвинул идею о множественности субстанций.

  

 

Сайт создан в системе uCoz